Елена Владимировна Готкина, главный бухгалтер Некоммерческого Партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии», на семинаре для настоятелей строящихся храмов, который прошел 23 мая в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства», в своем сообщении освятила вопросы, связанные с деятельностью ФХУ и «ЕСЗ МП»:
— В деле храмостроительства важную роль занимает документальное сопровождение всех этапов работ. В первую очередь, это документы, на основании которых оформляется все строительство. В бухгалтерском учете такие документы называются «первичные». И именно о них пойдет речь.
На всех стройках московской программы ФХУ – выступает Заказчиком. На ряде строек «ЕСЗ МП» – генподрядчиком и/или техзаказчиком, приходы – инвесторами.
Первичные документы между этими организациями циркулируют постоянно, и на их основании каждая из сторон понимает состояние выполненных работ по строительству, а также наличие оплат и задолженностей с целью дальнейшего финансирования.
В рамках взаимодействия ФХУ и ЕСЗ МП с приходами не один год существует ряд проблем, касающихся первичных бухгалтерских документов.
Из основополагающих проблемных моментов это:
- периодическое отсутствие этих документов у одной из сторон;
- несвоевременная передача другим сторонам;
- неотражение документа в бухгалтерском учете прихода.
Часто такие упущения аргументируются занятостью или отсутствием бухгалтера.
Однако хочу обратить внимание, что данные ситуации создают искаженную картину в бухгалтерском учете ФХУ и ЕСЗ МП по строительству объекта.
Например, в случае если:
- Акты не переданы обратно в ФХУ и ЕСЗ МП, в бухгалтерском учете будет отражено недостаточное выполнение работ;
- Акт не проведен только у прихода (инвестора), то настоятель не будет понимать, за что ему выставляется счет, и в ходе сверки прихода с ФХУ и ЕСЗ МП данные не сойдутся.
Таким образом, из изложенных практических примеров видно, что первичные документы — это основа для достоверной информации по строительству объекта, для своевременного финансирования строительства, а также для принятия правильных управленческих решений.
Немаловажной и острой проблемой являются ситуации, когда приходы своими силами строят храмы или помещения в составе храмового комплекса.
Часто, находя способы самостоятельного ведения строительства, приходы не оформляют первичные документы. Т.е. нет информации о том, сколько затрачено на такую постройку. При получении Разрешения на ввод в эксплуатацию объекта ФХУ запрашивает от прихода реестр затрат на самостоятельно проведенные работы с приложением копий первичных документов.
Без этих данных ФХУ не может принять такой объект к учету и передать приходу по причине отсутствия подтвержденной стоимости такой постройки.
Если приходы не формируют затратную часть строительства, которая подтверждается первичными документами, настоятелю в таком случае необходимо будет произвести оценку в оценочной компании за счет прихода. Часто оценка затягивается, что влечет за собой нарушение законодательства при введении в эксплуатацию построенных объектов.
Просьба к настоятелям!
- Взять под особый контроль строительство своими силами храмов\помещений храмовых комплексов,
- и если сейчас у кого-то происходит такое строительство, то озадачиться этим вопросом и начать собирать подтверждающие первичные документы, во избежание дальнейших проблем по постановке Вашего здания на бухгалтерский и налоговый учет ФХУ.
Подводя итог сказанному, хочется обозначить общие рекомендации по озвученным выше проблемам:
- Проявить настоятелям должную заинтересованность к первичным (строительным) документам, контролировать, своевременно заносить в программу и возвращать остальным сторонам для отражения в бухгалтерском учете;
- Обеспечить наличие грамотного бухгалтера у прихода строящегося храма;
- Взять под контроль! и своевременно отправлять в ФХУ платежные документы по оплатам услуг договоров (где ФХУ – Заказчик, а приход — Плательщик);
- В ходе строительства своими силами уделить особое внимание сбору первичных документов, формирующих стоимостную оценку такого объекта, во избежание дальнейших проблем с законодательством и более серьезных затрат;
- Более плотно общаться с бухгалтерией ФХУ и ЕСЗ МП, инициировать со своей стороны сверку по взаиморасчетам, чтобы избегать недопонимания по оплатам и своевременно контролировать финансирование.
Также напоминаю, что в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№ 402 от 06.12.2011г.) руководитель организации несет всю полноту ответственности за ведение бухгалтерского учета наряду с главным бухгалтером. И вы, уважаемые настоятели, являясь руководителями храмов, также несете ответственность за правильность оформления первичных документов.
Надеюсь на Ваше оперативное содействие!
А специалисты ФХУ и ЕСЗ МП готовы Вам помогать по всем сложным вопросам учета!
Благодарю за внимание! |