facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Согласован эскизный проект храма Воздвижения Креста Господня в Митине г. Москвы
05.10.20

Руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Юревич согласовал эскизный проект храмового комплекса с храмом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Митине г. Москвы.

Главный архитектор проекта — кандидат архитектуры Зусик Александр Иванович. Ведущий архитектор Литвинов Иннокентий Максимович. При участии архитектора Пономаренко Сергея Ильича.

При создании проекта архитекторы столкнулись с рядом непростых условий.

Во-первых, на площадке уже построено здание воскресной школы, которое необходимо было соединить с проектируемым храмом и гармонично вписать в композицию церковного комплекса.

Во-вторых, участок, отведенный под строительство, имеет большие ограничения: над участком проходит линия ЛЭП, что «съедает» почти половину территории. С другой стороны участка, под землей, идет магистраль газа высокого давления. В итоге остается около 20 соток, на которых можно строить. Но и это еще не все.

Конфигурация оставшегося участка имеет форму остроконечного треугольника!

Следует отметить, что утвержденному эскизу предшествовало 5 вариантов! Однако благодаря упорству и профессионализму всех участников храмовый комплекс удалось вписать в эту сложную площадку.

Архитектурные решения

«Храм Крестовоздвиженский, — подчеркивает Александр Иванович Зусик, — и нам хотелось найти образное решение, соответствующее этой теме. Прототипом образного решения храмового комплекса послужили архитектурные формы русских церквей ХVI-XVII веков, отличающиеся особенным богатством и красотой. Храм решен пятиглавым с шатровым венчанием, позволяющим достигнуть пирамидальности общей массы здания, его устремленности в небо. Использование в композиции храма шатрового пятиглавия создаст максимально живописный силуэт храмового комплекса и сделает его главной градостроительной доминантой окружающей застройки. Ярусность, ступенчатость основной массы здания храма олицетворяет холм-Голгофу, над которой воздвигнут Крест Господень. Этот композиционный прием подчеркнут ярусностью кровли, в плане имеющую форму креста. Основной объем здания храма покоится на стилобате и опоясан террасой – гульбищем для проведения крестного хода. Стилобат соединяет храм со зданием воскресной школы».

Композиционный прием «шатрового пятиглавия» впервые применен в храме, возведенном в Петергофе в начале ХХ века архитектором Николаем Султановым. Это был придворный храм Петергофского дворца. Николай Султанов, ученый, архитектор, ратовал за возвращение к истокам русской архитектуры.

Перекрытие зала храма решено без опор — единым пространством, которое охватывают две пары арок, пересекающихся между собой в зените свода и несущих центральный восьмиугольный шатер храма. В каждой грани у его основания располагаются окна, которые призваны освящать центральное пространство храма. Световые потоки будут попадать в зал храма так же через окна восьмериков малых шатров. Свет из двух малых шатров направлен на иконостас и солею. Получается достаточно необычный и декоративный интерьер.

Подобный купол из парных арок развивал в своем творчестве великий русский архитектор Василий Косяков, который известен как автор Кронштадтского собора. Он же автор замечательного храма Успения Пресвятой Богородицы на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

«Николай Султанов и его ученик Василий Косяков – два титана, которые повернули вектор русской храмовой архитектуры к истокам, к исконным русским приемам композиции храмов».

Планировочные решения

Архитекторы соединили здания храма и воскресной школы, увенчанной колокольней, единым стилобатом. На нем покоится храм: паперть, молельный зал, алтарь. В стилобате размещены крестильня, трапезная, помещения универсального зала и т.п.

По проекту создан многофункциональный храмовый комплекс, в котором с удобством разместятся и классы воскресной школы, и помещения для развития социальной деятельности, работы с молодежью, и др. Таким образом, строение отвечает всем современным требованием центра православной культуры.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru