facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Уроки литературы со священником
29.10.16

26 октября священник нового храма Александра Невского при МГИМО (улица Лобачевского, 27) Александр Кузнецов провел очередной урок литературы для одиннадцатиклассников школы №1953. Темой занятия стала пьеса Максима Горького «На дне».

Вместе со священником воспитанники обсудили основные сюжетные линии и мировоззренческую концепцию, предлагаемую автором: проблему мнимого благочестия, такие понятия, как совесть, правда и ложь в восприятии разных персонажей, идею гуманистического построения идеального общества будущего, Царства Божия на земле.

Для лучшего восприятия литературного материала были использованы видеосюжеты (из экранизации спектакля театра «Современник» в постановке Галины Волчек) с монологами основных героев (старик Лука, слесарь Клещ, вор Васька Пепел, шулер Сатин, Барон, Актер), в которых автор воплотил свое видение нравственного состояния российского общества в начале XX века.

Большим подспорьем и источником вдохновения при осмыслении русской литературы в свете православия стал труд, к сожалению, уже ушедшего от нас доктора филологических наук и доктора богословия, профессора Московской Духовной Академии Михаила Михайловича Дунаева.  

Вот, что пишет М.М. Дунаев: «Идея прогресса — одна из неявно-ведущих и в пьесе «На дне» (1902). Во всяком случае, осмысление жизни исходит здесь из понятия постоянно прогрессирующего улучшения жизни. В идее прогресса скрытно таится идея Царства Божия на земле. Это подразумевается и в словах старика Луки (о том, что люди живут для лучшего), с которыми соглашается Сатин, а ему Горький передоверил высказать свои важнейшие гуманистические мечты. Гуманизм без помышлений о земном благоденствии никогда не может обойтись. В пьесе выведены люди, не отвечающие этой предназначенности движения к лучшему, остановившиеся и гибнущие оттого. Они также не имеют веры: ее убила в них эмпирическая реальность. Закрываясь от этой пугающей их реальности, они подменили веру дурманом иллюзий, живут ими, а то и просто одурманивают себя водкой, картами, воровским промыслом. В пьесе «На дне» писатель совершил акт отвержения своих прежних заблуждений: идеализации босячества и ухода в мир, созданный посторонней фантазией (вспомним, как он разъяснял необходимость чтения книг)... Но правда становится в системе художественной образности пьесы некоей абстракцией. Взамен одной лжи автор пьесы утверждает ложь иную — обман гуманизма, идеи которого пародийно звучат в пьяной беседе двух опустившихся «на дно» босяков, шулера и сутенера. Гуманизм есть новая иллюзия, которая заменит прежние, и Горький показал это объективно, хотел он того или нет. Бытие человека в безбожном пространстве обессмысливается, не устанем это повторять. То, что пространство пьесы о босяках строится автором вне Бога, о том свидетельствует реплика Луки:  - Пепел. Слушай, старик: Бог есть? Лука (негромко). Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть… Перед нами пример антропоцентричного мышления, которое ставит бытие Божие в зависимость от веры в человеке, превращает Бога в иллюзию, включенную в ряд прочих иллюзий, какими живут персонажи пьесы. Именно Лука ведет разговор о Боге как об утешительной иллюзии, когда уговаривает умирающую Анну немного потерпеть. Еще одно подтверждение бездуховности мира опустившихся «на дно» — их отвержение совести, которая, как учил святитель Феофан Затворник, есть проявление духовной жизни человека. В споре Пепла с Клещем в первом акте пьесы совесть объявляется ненужной и вредной для босяцкой жизни. Разговор же о духовных понятиях в этом мире извращается лицемерным суесловием».

***

«Актуальное прочтение произведений русских и советских писателей поможет будущим выпускникам, не только успешно сдать заключительные экзамены, но и даст возможность по-другому посмотреть на современного человека в свете тех нравственных вызовов, которые стоят перед молодыми людьми на пороге их самостоятельной взрослой жизнь», - отмечает священник Александр Кузнецов. 

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru