facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
По святым местам
03.08.16

С 30 по 31 июля прихожане храма преподобного Саввы Освященного в Люблино под руководством своего настоятеля Георгия Иванова совершили паломническую поездку в Ярославскую область.

Паломники посетили Никитский и Толгский монастыри, поклонились Животворящему Кресту Господню в храме села Годеново.

Первым пунктом стал Никитский мужской монастырь, расположенный на северной окраине города Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево Озеро. Это один из древнейших монастырей России. Святая обитель во имя великомученика Никиты на берегу Плещеева озера была основана при суздальском князе Борисе на рубеже XI-XII веков. Предположительно, монастырь выполнял роль опорного пункта для обращения местных язычников в христианство. Широкую известность монастырь приобрел после того, как в нем поселился и стал подвизаться преподобный Никита Столпник.

В 1528 году по приказу великого князя Московского Василия III на территории монастыря на месте старой каменной Никитской церкви был возведен каменный Никитский собор. Подлинный расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на нее обратил свое внимание сын Василия III — царь Иоанн Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость — на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надежным укреплением. Не раз он со своей семьей совершал паломничества в монастырь. В 1560-1564 годах по приказу царя было воздвигнуто новое здание собора — пятиглавый храм (старая постройка времен Василия III стала южным приделом Никиты Столпника). Иоанн Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения — трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иоанн Грозный снабдил монастырь вотчинами и учредил общее монастырское жительство.

Паломники приложились к веригам преподобного Никиты Столпника, заказали требы и окунулись в целебном источнике.

***

В Свято-Введенском Толгском женском монастыре москвичи познакомились с историей обители, насладились ее внешним благолепием, помолились на Всенощной, поужинали в гостеприимной трапезной и разместились на ночь в уютных номерах, устроенных в гостевых корпусах.

Красота обители впечатляет. Монастырь находится недалеко от города Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки, или Толги. Белые каменные стены с высокими угловыми башнями, монастырские храмы с массою глав, сияющие своими куполами и крестами, и царящая над всем этим массивная колокольня сливаются в одну величественную стройную громаду и невольно приковывают к себе взоры путешественников по Волге.

Толгская обитель возникла во время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. Ярославский литературовед Сергей Алексеевич Золотарев говорил, что с Толгской обителью связана созерцательная, подвижническая сторона монашеского быта — такие обители «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына святого благоверного князя Федора, Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох и вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец, по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.

Все это рассказала паломникам монахиня Спиридона во время экскурсии по окончании Литургии. Паломники приложились к мощам святителя Игнатия Брянчанинова. И на прощание искупались в Волге.

***

В храме во имя Святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново священник Георгий Иванов совершил молебен перед Животворящим Крестом с чтением Акафиста. Все помазались маслом из лампадки, горящей у Креста.

Этот Крест, возможно, является константинопольской святыней, чудесным образом перенесенной в Россию за 30 лет до падения христианского царства Византии. «Москва – Третий Рим, и Четвертому не бывать!» – прорек некогда в псковской глубинке инок Филофей. Как в те далекие времена еще полная грубых языческих обычаев Русь могла стать святой и нести всемирное служение Православия? Человеческому уму непостижимы пути судеб Божиих. Но, бросая взгляд через века, изумляешься, как претворялся Божий Промысел в судьбу России через реальные события истории. Одним из них стало явление в глуши Ростовских болот Креста, названного по своему первообразу – Животворящим, и вместе с ним – образа святого Николая, покровителя этих мест. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни – 29/11 июня 1423 года. Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но завороженные неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».

Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий, занимавший в то время Ростовскую кафедру, благословил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста. Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели свою постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву - на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм.

***

В ближайших планах прихода посетить Свято-Введенский Оптинский ставропигиальный мужской монастырь в Калужской области. Настоятель приглашает всех желающих помолиться в Оптиной Пустыни.

Запись в церковной лавке храма Преподобного Саввы Освященного с 8:00 до 20:00 ежедневно или по телефону: 8 916 647-74-63.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru