facebookVKontakteTelegramDzen


«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Работа с деревом – настоящий труд. Волонтеры и профессиональные реставраторы
08.04.16

В храме преподобного Серафима Саровского в Раеве в рамках проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» проходит уникальный курс обучения работы по дереву, который в будущем может позволить мастеру подвизаться на ниве реставрации и сохранения памятников деревянного зодчества. Курс включает в себя теоретические и практические занятия.

Начиная с декабря 2015 года два раза в месяц ведущие специалисты музея-заповедника «Кижи» проводят лекции, на которых делятся своим опытом в деле реставрации и сохранения деревянных памятников. Волонтеры «Общего Дела» уже девять лет ездят в экспедиции на Север, пытаясь сохранить храмы и часовни XVIII-XIX веков. Работы проводятся в Архангельской, Вологодской, Кировской областях и республике Карелия. Для волонтеров это реальная возможность задать практические вопросы специалистам и получить компетентный ответ. Например, по каким первым признакам определить, что дерево начинает разрушаться или как провести простейшие консервационные работы. О том, как состоялось сотрудничество волонтеров и профессиональных реставраторов, поделился руководитель службы по учету и хранению недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи» Александр Юрьевич Любимцев.

-        Александр Юрьевич, как получилось, что Вы здесь, в московском храме, читаете лекции о деревянном зодчестве?

-        У нас в музее есть учебно-методический центр, который нацелен на подготовку реставраторов и обучение людей, занимающихся восстановлением деревянного зодчества. Мы знаем, что «Общее Дело» уже несколько лет успешно работает, стараясь сохранить памятники русского Севера. Волонтеры в основном занимаются консервацией памятников. А это наша тема. Наша задача как специалистов, как реставраторов, во-первых, дать волонтерам те знания, которые помогут им эффективно применять свои знания и умения; во-вторых, научить не навредить памятнику. Это очень важно - не нарушить целостности и подлинности памятника. Известно, что благими намерениями можно принести вред. Ребята из проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» попросили прочитать нас курс лекций, и мы с большой радостью откликнулись. Так мы начали сотрудничать.

-        Что ожидаете от тех ребят, которым даете знания? Какие цели преследуете, делясь своим опытом?

-        Мы заинтересованы, чтобы наше деревянное зодчество сохранялось всеми доступными способами. К счастью, деревянных памятников у нас много, но, к сожалению, государство пока не может организовать реставрацию их всех, поэтому нужна система маленьких шагов – то есть, для каждого памятника сделать что-нибудь малое, чтобы его сохранить. Мы в этом заинтересованы. У нас накоплен опыт и мы хотим им поделиться, передать его. Когда мы преподаем, то поневоле сами учимся. Есть такая поговорка – хочешь научиться сам, научи другого. Читая лекции, мы готовимся к ним, перелопачиваем много материалов и сами невольно повышаем свой уровень. Мы учим людей, учимся сами и вместе идем к нашей общей цели – сохранение деревянного зодчества. И, конечно, еще одна наша цель – это повышение интереса местных жителей. Местные уже привыкли к тому, что стоит где-то за деревней развалюха. А когда приезжают какие-то люди и начинают ухаживать – убирать мусор, косить траву, что-то ремонтировать, то они начинают понимать, что это не просто развалины, а наследие. И сами тоже, может, начнут ухаживать.

-        Известно, что Вы участвуете в разработке «памятки» для местных жителей. Что это за «памятка»?

-        Да, мы совместно с «Общим Делом» начали разработку «памятки», которую волонтеры будут раздавать местным жителям. Я составил проект. Там 12 простых правил. Каждый человек, который живет рядом с деревянным памятником, придерживаясь этих правил, может спасти его от разрушения. Это простейшие правила: как выкосить траву; проветривать; убрать снег зимой, если он попал внутрь; вставить стекло; позвонить, если что-то случилось. Правила простые, но очень эффективные, если их вовремя применять. Это была идея волонтеров сделать такую «памятку».

-        Сотрудничество музея-заповедника «Кижи» и «Общего Дела» продолжается. Какие у вас совместные планы?

-        К нам на остров приезжают волонтеры. Они знакомятся с плотницкими и консервационными технологиями. Этим летом в Карелии мы планируем на нескольких памятниках провести консервационные профилактические работы по защите. Это не реставрация, не ремонт. Это защита. У нас будет тройственный союз: министерство культуры республики Карелии, музей и волонтеры «Общего Дела». Мы составим план работ по двум-трем часовням. Где-то крышу нужно покрыть, чтобы не протекала; где-то защитить нижний венец. В общем, это будут работы по защите, чтобы эти памятники дождались реставраторов.

-        В храме преподобного Серафима Саровского в Раеве сейчас идут курсы по плотницкому мастерству. И когда Вы были в храме, они Вас очень заинтересовали. Почему?

-        Когда мне было шесть лет, родители подарили мне маленький ножичек, и я сам себе делал игрушки. Первая моя специальность – плотник. Я ее получил в 14 лет. Потом работал несколько лет в плотницкой бригаде. Я ощущаю себя больше плотником, чем руководителем. Меня, честно говоря, поразило, что в «Школе плотницкого мастерства» занимается такое количество людей – две группы. И курсы бесплатные. И то, что в воскресенье, в выходной, люди приходят и работают с удовольствием. Даже если они не станут плотниками, то они почувствуют, что в таком простом грубом труде есть что-то настоящее.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru